К первому чтению в Госдуме готовятся сразу два законопроекта, дающие преимущество младшим детям при поступлении в первый класс именно той школы, где уже учатся их старшие братья и сестры.
Один документ, который вносит поправки в Закон «Об образовании в РФ», уже рассмотрел Комитет Госдумы по образованию и науке.
Другой — пакет поправок в Семейный кодекс — прошел через Комитет по вопросам семьи, женщин и детей.
Зачем это нужно? Сейчас в «началку» сначала берут ребят, которые живут рядом, на «закрепленной» территории. Если спрос повышен и мест на всех не хватило, семье предлагают другую школу. Вот и получается, что родные братья и сестры нередко учатся за несколько километров друг от друга.
Студентам официально разрешат работать в школе
В большой семье екатеринбуржцев Шанцевых четверо детей. Двое из них — школьники. Но, увы, на занятия они ходят по разным адресам: десятилетняя дочь — в 180-й лицей, а восьмилетний сын — в школу N 200.
Родители планировали отдать сына туда же, где учится дочь. В прямом смысле слова караулили день старта записи детей в первый класс: сразу же, едва пробила полночь, отправили заявку через портал госуслуг. Но — система показала ошибку.
Пришлось все начинать заново.
Только в 1.07 ночи на мониторе появилось долгожданное: «Зарегистрирована». В итоге в электронной очереди заявка оказалась 187-й. А так как лицей набирал лишь 150 первоклашек, Шанцевы остались за его порогом…
— Нет, я очень довольна школой сына, у него хороший учитель, — делится мама Анна Шанцева. — Но как это сложно и неудобно, когда дети в разных школах! Каникулы не совпадают, так что совместный отпуск превращается в экзотику. Родительские собрания, напротив, день в день.
Две разные школы — это две разные жизни в одной семье. Каникулы — в разное время, а родительские собрания, напротив, могут совпасть день в день
В новом учебном году дочь Шанцевых продолжит заниматься в первую смену, сын — начнет во вторую. А в семье подрастает еще один школяр. И если его запишут в третью школу…
Правовые аспекты образования эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»
— Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры, — говорит один из авторов инициативы поправок в Семейный кодекс председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Васильева: Школы могут сами выбрать шестидневную или пятидневную неделю
По словам заведующей кафедрой психологии казанского филиала Московского социально-гуманитарного института Людмилы Блиновой, плюсов в этих поправках очень много. Кстати, сама она принципиально искала возможность, чтобы ее внук поступил в ту же школу, где учится внучка-десятиклассница.
— Что тут хорошо? Учителям и школе не нужно тратить время для того, чтобы получить представление об особенностях ребенка из уже знакомой семьи. Родителям тоже проще: они знают педагогов. То есть контакт между школой, первоклассником и родителями устанавливается гораздо быстрее, — говорит психолог.
Поправки в Закон «Об образовании в РФ» предполагают дать преимущество и детям учителей: в ту школу, где работают их родители
Есть и другие плюсы. Старший ребенок будет чувствовать ответственность за «младшенького». А сами братишка или сестренка будут знать, что в школе есть родной человек, который всегда может помочь и поддержать.
Кстати, законопроект, который вносит поправки в Закон «Об образовании в РФ», предполагает, что льготу на поступление в первый класс получат младшие дети только из многодетных семей. Но что очень важно — преимущество предлагается дать и детям учителей. Причем при поступлении именно в ту школу, где работают их родители.
Поправки в Семейный кодекс — более «широкие»: льготные преимущества прописываются абсолютно для всех семей с двумя и более детьми школьного возраста.
При этом, как подчеркивают эксперты, для большинства мам и пап все-таки нет большой проблемы в том, чтобы устроить младшего ребенка в школу к старшему. Если вся семья живет вместе, если дети прописаны в доме, который находится рядом со школой — она обязана их взять.
Братишка или сестренка будет знать, что в школе есть родной человек, который поддержит. / iStock
Другое дело, если семья переезжает — и нужен перевод из класса. Здесь могут быть проблемы. Но в этом случае директор часто идет навстречу родителям.
Есть и еще один аспект. Многие элитные школы, которые занимают первые позиции в рейтингах, ведут прием не с первого класса. А, например, с пятого, с восьмого и даже с девятого. Чтобы туда попасть, приходится сдавать серьезные экзамены — и в этом случае ни о каких «семейных» преференциях речи быть не может: все решает здоровая конкуренция.
- К тому же многие школы имеют свой профиль — гуманитарный или, к примеру, физико-математический.
- Если у одного ребенка талант к рисованию, а у другого — к физике, нет смысла «запихивать» их в один лицей.
- Комментарий
- Юлия Соловьева, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»:
Путин предложил передать контроль за школьным питанием муниципалитетам
— Сложно предсказать, как новые поправки будут реализовываться на практике. В Москве, например, где вроде и реализуется право родителей на обучение детей в одной общеобразовательной организации, эту проблему нужно рассматривать совсем под другим углом.
Столичные школы — это крупные территориальные комплексы. Формально дети могут ходить в одну образовательную организацию, но в разные отделения, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга.
Кроме того, часто под начальную школу выделены отдельные здания, а значит, родители, чьи дети учатся в начальной и основной школе, все равно будут вынуждены выстраивать достаточно длительные маршруты, учитывая расстояния.
Поэтому проблему многих москвичей законопроекты в том виде, в котором они представлены сегодня, все равно не решили бы.
Есть школы, которые как отбирали учеников, так и будут отбирать, учитывая их способности. В этом нет проблемы.
Не все дети смогут справиться с определенными образовательными программами, даже если родителям очень хочется отдать ребенка именно в эту школу.
А что касается отдельных школ, то в них все равно будут «выстраиваться очереди», «живые» они — когда родители ночами дежурят у дверей зданий или электронные — когда родители стремятся успеть первыми нажать нужную кнопку — все это никуда не денется.
- Только факты
- Кого возьмут в первый класс?
- «В первый класс принимаются дети, начиная с шести лет и шести месяцев, но не позже восьми лет», — рассказали «РГ» в министерстве просвещения.
- Когда и где записаться?
Что должен уметь ребенок к концу первого класса
За каждой школой закреплены конкретные районы. Она обязана принять всех детей подходящего возраста, которые живут на «ее» территории. Запись будущих «закрепленных» первоклассников начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня.
Родители должны обратиться с заявлением в школу по месту жительства. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля.
При этом школы, которые уже приняли всех «местных» детей, могут начать прием «не по прописке» и раньше.
А если школа отказала в приеме?
Администрация школы может отказать в приеме «закрепленных» детей только по причине отсутствия свободных мест. «Если это произошло, обратитесь в органы местного управления образованием, где вам расскажут о свободных местах в близлежащих школах и помогут решить вопрос с устройством ребенка в первый класс», — рассказали в министерстве просвещения.
Что нового ждет школы и детсады уже в 2019 году
Сколько детсадов построят в регионах? Как изменится жизнь учителей? Когда появится новый закон о школьном питании? О самых важных изменениях, которые ждут российскую систему образования, на коллегии минпросвещения рассказали вице-премьер Татьяна Голикова и министр Ольга Васильева.
Места для самых маленьких
К концу 2019 года доступность мест в яслях в целом по стране должна составить 94% процента. Сухие цифры? Да, но за ними — реальные детские сады, которые строятся во всех регионах. В 2019-2021 годах на то, чтобы всем нуждающимся семьям были предоставлены места в яслях, из федерального бюджета будет выделено более 108 млрд рублей.
«В мае этого года число детей, не обеспеченных местами в яслях, составило 120,1 тысячи. Из них в возрасте от полутора до трех лет — 114,3 тысячи, — рассказала Татьяна Голикова.
По ее словам, за 2018-2019 годы уже построено 120 объектов для детей от двух месяцев до трех лет. Однако в 64 случаях возникли проблемы с получением лицензии. А без нее образовательная организация работать не может. «Я обращаю внимание министерства просвещения, Рособрнадзора, регионов: нужно активизировать работу и до 1 сентября эти лицензии получить», — подчеркнула вице-премьер.
Новые школьные стандарты
Содержание образования должно серьезно обновиться. Уже разработаны и прошли широкое общественное обсуждение новые школьные стандарты (ФГОС).
В этом году все ученики девятых классов проходили устное собеседование.
По данным Рособрнадзора, более 30 процентов девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли логично и последовательно построить свое 2-3-минутное высказывание по выбранной теме.
Чтобы попасть в десятку стран с лучшим школьным образованием, содержание уроков нужно серьезно обновить. Это очевидно всем. Пока же, по данным минпросвещения, мы находимся примерно на 14-м месте в мире.
— Новые стандарты позволят существенно усилить содержательную часть образования, — подчеркнула министр Ольга Васильева. — Вслед за актуализацией стандартов мы проведем в 2019 году обновление примерных основных образовательных программ.
В прошлом году мы утвердили шесть концепций по предметам «обществознание», «ОБЖ», «физкультура», областям «искусство» и «технология», а также концепцию развития географического образования.
Продолжается работа над концепциями по астрономии, биологии, физике, химии, родным языкам.
Таланты получат гранты
Продолжится активный поиск талантов, создание детских технопарков, региональных центров выявления и поддержки одаренных детей. А также новых кружков и секций.
Как собрать ребенка в первый класс
— В 2019 году должно быть создано 150 тысяч мест для дополнительного образования детей. В 8 тысячах школ, расположенных в сельской местности и в малых городах, должны быть созданы центры цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профиля, — рассказала Татьяна Голикова.
При этом министр Ольга Васильева подчеркнула, что основным и самым массовым инструментом поиска и поддержки способных ребят остается Всероссийская олимпиада школьников — в ней участвуют более 6 миллионов детей.
Что здесь появится нового? Как правило, ребята, победившие на национальном этапе предметной олимпиады, отправляются представлять нашу страну на международных соревнованиях.
С нынешнего года школьники — победители и призеры международных олимпиад, а также их наставники будут получать гранты от 400 тысяч до миллиона рублей.
Читайте также: Многодетные семьи ярославля: льготы, выплаты, проезд, участки
Кадры пойдут в рост
Идет серьезная кадровая «перезагрузка». Так, к первому чтению в Госдуме готовится законопроект, который позволит студентам без педагогического образования официально трудоустроиться в школе. Вести, к примеру, кружки и секции. «Мы рассчитываем, что быстро продвинем этот законопроект», — подчеркнула Татьяна Голикова.
- Еще одно важное изменение — новые должности: «старший учитель» и «ведущий учитель».
- — Новые должности позволят не только повысить престиж педагогического ремесла, но и вернуть полноценно институт наставничества в школу, — считает Ольга Васильева.
- Также планируется, что принятые в этом году изменения в Закон «Об образовании в РФ» позволят снизить «бумажную» бюрократическую нагрузку на педагогов в среднем на 30 процентов.
- Обеды станут вкуснее
К внесению в Госдуму готовится законопроект, который должен изменить систему школьного питания — проблем в этой сфере накопилось много. Нечестные поставщики, непрозрачные конкурсы, низкое качество продуктов…
— Законопроект чрезвычайно важный для здоровья наших детей. Речь идет о горячем питании в школе. И сейчас он практически выходит на завершающий этап законодательного оформления, — рассказала Татьяна Голикова. — Есть желание и необходимость поддержать эту тему, том числе за счет в средств федерального бюджета.
Источник: https://rg.ru/2019/06/03/komu-pomozhet-semejnaia-lgota-pri-zapisi-pervoklassnika.html
- В первый класс в 8 лет: закон об образовании, проблемы с зачислением, мальчику
- Закон об образовании
- Могут ли возникнуть проблемы с зачислением в школу после 8 лет
- Психическая и физическая готовность ребенка к школе
- Заключение
- Как отдать ребенка в 1 класс в возрасте 8 лет и несколько дней? — Правовед.RU
- 6 или почти 8: во сколько лет отдавать ребенка в школу?
- Согласно букве закона
- «Школьная зрелость»
- Пол имеет значение
- Если все же сомневаетесь
- Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?
- Что должны уметь дети, которые приходят в школу?
- Что делать родителям, которые поняли, что ребенок не справляется со школьной программой?
- Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?
- В карелии не понимают, как применять «закон о братьях и сестрах»
В первый класс в 8 лет: закон об образовании, проблемы с зачислением, мальчику
Каждый ребенок в РФ имеет
право на получение начального, среднего и общего образования. Большинство
родителей подают документы на обучение в школе в 7 лет. Однако, в некоторых
ситуациях можно пойти в первый класс в 8
лет, что закреплено в законодательных документах.
Закон об образовании
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим обучение в школе, является Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании».
В нем указывается, что поступить в первый класс ребенок может, если достиг возраста 6,6 месяцев. Если на 1 сентября будущему первокласснику меньше, то он должен пройти Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПк), которая выдаст заключение о готовности к школе.
При этом, оговаривается и максимальный возраст зачисления в 1 класс. Он не должен превышать 8 лет. Количество месяцев в данном случае не учитывается.
Поэтому ребенок может поступить в первый класс после 8 лет, если для этого имеются причины.
Чаще всего, родители отдают документы на обучение позже в случае, когда у несовершеннолетнего имеются проблемы с речевым или интеллектуальным развитием.
В такой ситуации необходимо заключение ПМПк. Если ребенок старше 8 лет, а родители не отдают его в школу, то нарушается его право на получение начального образования.
Могут ли возникнуть проблемы с
зачислением в школу после 8 лет
- Проблем с зачислением в образовательную организацию не возникнет, если несовершеннолетнему на 1 сентября от 6,6 до 8 лет.
- В случае, когда ребенка планируется отдать в школу позже установленных законодательством сроков, необходимо написать заявление на имя руководителя образовательной организации, к которой по району прикреплен будущий школьник.
- Встречаются родители, которые интересуются, до скольки лет в первый класс можно поступить.
- Максимальным сроком считается 8 лет, однако, не следует оттягивать начало обучения, если для этого нет весомых причин.
- Психологи считают, что адаптация ребенка к школе лучше проходит в 6,6-7 лет.
- Поступление ребенка в первый класс в 8 лет рекомендуется в следующих ситуациях:
- гиперактивность;
- задержка
речевого развития; - эмоциональная
незрелость; - низкая
мотивация; - задержка
психического развития и пр.
При этом заключение ПМПк позволит отдать ребенка на обучение в коррекционное заведение или в общеобразовательную по адаптивной программе.
Родители имеют право не предоставлять выписку о решении комиссии в общеобразовательную школу. Это конфиденциальные сведения, которые не имеют права разглашать и члены ПМПк.
В таком случае ребенок будет учиться вместе с другими детьми по обычной программе, выбранной учителем или школой, но не получит помощь специалистов.
Родители мальчиков, которые позже пошли в школу, переживают о том, что они закончат обучение в призывном возрасте.
После окончания среднего образования ребенку, даже если он старше 18 лет, дается время на поступление в высшие учебные заведения. Таким образом, мальчики попадут на осенний призыв, если не получат отсрочку по обучению в ВУЗе.
Скачать образец заявление о приёме в 1 класс в школу. [31.00 KB]
Сколько уроков в 1 классе: по санпин, в 1 и 2 четверти, должно быть.
Психическая и физическая готовность
ребенка к школе
Решая, со скольки лет в первый класс отдавать
ребенка, родители должны учитывать следующие моменты:
- интеллектуальное развитие дошкольника должно соответствовать возрастным нормам;
- эмоциональная зрелость;
- состояние здоровья;
- мотивация к обучению;
- самостоятельность;
- социализация и др.
- Часто родители считают, что если ребенок умеет читать, считать и писать, то он готов к школьному обучению.
- Однако, большое значение имеет эмоциональная зрелость, отвечающая за собранность школьника на занятиях, умения принимать решения, налаживать социальные контакты.
- Нередко даже у интеллектуально подготовленных детей возникают проблемы в обучении, если они психологически не готовы.
- Не рекомендуется спешить
с поступлением в первый класс, если у дошкольника проблемы со здоровьем, в том
числе:
- хронические
болезни; - ослабленный
иммунитет; - недавно
перенесенная операция или травма.
- Следует учитывать, что поступление в школу – физическая и психическая нагрузка на ребенка, так как полностью меняется весь режим, добавляются обязанности.
- Поэтому у детей со слабым здоровьем возможно ухудшение физического состояния, осложнения после перенесенных заболеваний.
- Дошкольники с интеллектуальными или речевыми проблемами, обучающиеся в детском саду по специальным коррекционным программам, выпускаются после ее освоения на основе заключения ПМПк.
Если ребенок соответствует возрастной норме, то он не сможет остаться в детском саду для продолжения обучения.
Поэтому, если он достиг возраста 7 лет, то он будет выпущен из дошкольной организации.
Родители могут обратиться к администрации детского сада для продолжения обучения, если планируют отправить его в школу только в 8 лет, однако, могут получить отказ на законных основаниях.
Родители или другие законные представители несовершеннолетнего обязаны отдать его в школу 8 полных лет на 1 сентябре, при этом количество месяцев не учитывается.
Другими словами, если ребенок родился в ноябре 2012 года, то он может поступить в 1 класс как в 2019, так в 2020 или 2021 году.
- Каждый случай индивидуален, поэтому необходимо рассматривать психологическое и физическое развитие дошкольника, его готовность к обучению.
- Если отдать ребенка в школу раньше, то он может плохо справляться с программой, иметь проблемы со сверстниками и учителями.
- Психологи не рекомендуют и слишком затягивать с поступлением в первый класс, если дошкольник полностью готов к обучению и не имеет отклонений в развитии.
Какие документы нужны в школу в 1 класс: когда подавать.
Заключение
- Закон «Об образовании» говорит о том, что в школу первоклассник может прийти в возрасте от 6,6 до 8 лет.
- Если родители планируют отдать ребенка в 8 лет по объективным причинам, то следует написать заявление на имя администрации выбранного учебного заведения.
- В случае, когда дошкольник в 9 лет не посещает школу, его законные представители могут быть привлечены к административной ответственности за недобросовестное исполнение родительских обязанностей и нарушении прав несовершеннолетнего.
Во сколько лет лучше отдать ребёнка в школу?
Источник: https://pravasemei.ru/deti/shkola/mozhno-li-otdat-rebenka-v-shkolu-pozzhe-8-let/
Как отдать ребенка в 1 класс в возрасте 8 лет и несколько дней? — Правовед.RU
1256 юристов сейчас на сайте
Добрый вечер!
Отдали ребенка в 1 класс в 7 лет, хотя и видели, что он не готов. Более того, ребенок родился недоношенным в августе и на момент поступления в школу ему уже исполнилось 7 лет. Но закон… Сейчас у сына большие проблемы. 2 психолога отметили у него психологическую неготовность к школе, «позиция школьника не сформирована» и т.п.
Ребенок в школе откровенно страдает, что показал психологический тест. Можно ли сейчас забрать сына и через год снова привести в 1 класс? Педагоги нашей школы пугают нас ПМПкомиссией, рассказывают страшилки. В интернете тоже мало приятного об этой комиссии. Но есть и другое мнение: просто штраф 500 руб и все.
Всё? Пожалуйста, подскажите, как проще и правильнее всего снять ребенка со школы и привести его через год?
Клиент оставил отзыв о сервисе показать Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Ответы юристов (2)
Елена, добрый вечер!
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
П. 10.
1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“ установлено:
Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Т.е. в школу ребенок должен поступить учиться не позднее наступления ему 8 лет, о чем непременно должны позаботиться родители. В то же время начало обучения в школе возможно и в более позднем возрасте, если на это есть соответствующее разрешение учредителя школы.
Поскольку Вашему ребенку в следующем году на момент поступления в школу уже будет 8 лет, Вам следует обратиться к учредителю школы (в администрацию города) с заявлением о принятии Вашего ребенка в первый класс школы после достижения им 8 лет, т.е. со следующего учебного года. Именно он вправе решать возможность начала обучения ребенка в возрасте позже установленного законом. Советую до подачи заявления учредителю школы обговорить данный вопрос с директором школы.
Что касается ПМПК, то обследование ребенка комиссией проводится исключительно с согласия его родителей.
Согласно п. 14 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 „Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии“
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
При этом в соответствии с п. 23 Приказа
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Если Вы согласитесь пройти ПМПК, а именно Ваш ребенок ее пройдет, Вам будет выдано заключение комиссии, на основании которого Вы сможете направить ребенка обучаться в школе в более позднем возрасте или осуществить иные действия, связанные с получением ребенком общего образования. Учтите, что заключение комиссии Вы не обязаны предоставлять кому бы это ни было, а само заключение — не обязательный документ.
Читайте также: Программа семейный автомобиль 2020-2021: условия, список автомобилей,что это такое
Отмечу, что, если Вы заберете ребенка со школы и подадите документы в школу в следующем году, то руководство школы обязано принять его в школу вне зависимости от его возраста. Единственное основание для отказа — отсутствие свободных мест.
Ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность родителей:
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Данное нарушение еще надо доказать. Учитывая, что у Вас наверняка имеются документы, подтверждающие обращения к специалистам, и размер санкции, то возбуждать дело по статье вряд ли будут.
Добрый день, Елена!
Но есть и другое мнение: просто штраф 500 руб и все.
Это в корне неправильное мнение. 500 рублей (кстати, может быть и меньше, там от 100 до 500 рублей штраф) — это штраф на родителей за невыполнение обязанностей по обеспечению получения детьми общего образования. Дело в том, что в статье 63 Семейного кодекса РФ прямо предусмотрено:
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Ну вот за нарушение этой обязанности и предусмотрен административный штраф.
Только уплата такого штрафа никак не станет решением проблемы. В законе об образовании четко прописано, что получение начального общего образования начинается до достижения детьми 8 лет. Правда там же указано, что:
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Если Вы из Волгограда, то Вам придется решать вопрос с устройством ребенка в школу через Департамент по образованию администрации г. Волгограда. Вы его (вопрос) скорее всего решите, но побегать придется.
На мой взгляд (хотя Вам виднее, конечно), если у сына сейчас, как Вы пишете, проблемы в школе, вряд ли меньше чем за год, что-то кардинально изменится.
Может стоить прибегнуть к помощи детских психологов, не отрывая ребенка от учебы в школе? Сейчас заберете его из школы, потом как бы у ребенка страх не появился повторно идти в школу следующей осенью.
Подумайте. Это мнение со стороны, конечно. Вам-то виднее.
А вот насчет:
как проще и правильнее всего снять ребенка со школы
тут тоже, кстати, могут быть проблемы.
Формально все просто. В статье 61 ФЗ «Об образовании в РФ» сказано:
2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях: 1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
То есть написать заявление о прекращении образовательных отношений и забрать документы из школы Вы можете.
Вот только директора школ, как правило, придерживаются позиции, что образовательные организации (в лице этих самых директоров) несут ответственность за получение детьми основного общего образования, а потому, если родитель желает прекратить образовательные отношения, то должен принести что-то вроде согласия другой школы на прием ребенка. Просто так документы Вам могут и не отдать сейчас.
Короче говоря, подумайте еще раз. Поговорите с директором школы, узнайте ее мнение. Удачи Вам!
С уважением!
Источник: https://pravoved.ru/question/2140720/
6 или почти 8: во сколько лет отдавать ребенка в школу?
Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в школу — в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год — расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.
Согласно букве закона
Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно — согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е.
если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить.
Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.
«Школьная зрелость»
- Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:
- уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);
- уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);
- здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;
- темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;
- мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.
Пол имеет значение
Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее адаптируются к школе, чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника — от 6,5 до 8 лет — то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков — к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.
Если все же сомневаетесь
Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:
Важно!
Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.
Наталья Волошина
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b14f6b3714e9100a86ae3c8/5b164acaefa27700a9eb4487
Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?
В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу.
Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению.
Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты.
Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.
Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.
2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.
Выдержки из нормативных актов:
1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).
2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).
Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения.
В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет.
Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН).
Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня.
Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни).
Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.
Что должны уметь дети, которые приходят в школу?
(из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).
Первоклассники должны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого.
Они с интересом должны участвовать в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).
Дети этого возраста должны быть хорошо осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности должен обеспечивать возможность школьного обучения.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
На достаточно высоком уровне развития у детей должно находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости.
Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Развитие зрительно-моторных координаций должно позволять детям 6 лет координировать свои движения.
Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Развитие слухо-моторных координаций должно позволить различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.
Читайте также: Как вернуть деньги за авиабилет: купленный через интернет, при невозвратном тарифе
Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.
Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий.
Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности.
Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.
Данный перечень показывает, насколько хорошо дети должны быть подготовлены к школьному обучению. Нередко можно наблюдать картину, которая свидетельствует о том, что ребенок 6 лет не может ни сидеть длительное время, ни сосредоточенно работать, ни слышать инструкцию педагога и выполнять ее. Поэтому родители должны осознавать насколько ребенку необходимо обучение в возрасте до 7 лет.
Что делать родителям, которые поняли, что ребенок не справляется со школьной программой?
Нередко дети, поступившие в школу в 6.6 лет, в течение первого учебного года показывают низкий уровень понимания и усвоения образовательной программы. Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.
Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).
У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Также в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу.
Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Если ребенок, не достигший к 1 сентября возраста 7 лет, испытывает серьезные трудности адаптации, то родители могут принять решение о том, чтобы забрать документы из школы.
Этот случай можно рассматривать как прекращение образовательных отношений по инициативе родителей, не требующее письменных объяснений от родителей, согласования с органами опеки и попечительства. Родители могут сослаться на состояние здоровья ребенка и неготовность к обучению в школе, подтвердив это заключениями врачей или психологов.
Родители могут обратиться за медицинскими справками, заключением или рекомендациями ПМПК в соответствующие организации. Если родители отдадут ребенка в школу еще через год, а ему не будет 8 лет, то никакого нарушения законодательства не будет и будет считаться, что родители выполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (п.1 ч.4 ст.
44 Закона).
Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?
Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка.
Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося.
Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.
Выдержки из Закона:
«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).
Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе.
Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение.
Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.
- Автор — Сафиулина Нурия Романовна
- 01.07.2016
- Все консультации автора
Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/mozhno_li_otdat_rebenka_v_shkolu_ranshe_polozhennyh_6_let_i_6_mesyacev
В карелии не понимают, как применять «закон о братьях и сестрах»
Президент России Владимир Путин подписал закон о зачислении братьев и сестер в одну школу или детский сад. Теперь у семей, где несколько детей, есть гарантия, что младшие смогут учиться в одном учреждении со старшими.
О необходимости принятия этого закона говорилось много лет. Более того, такая норма действовала в Москве и Санкт-Петербурге, но власти других российских регионов ввести ее не могли.
Требовались изменения в федеральном законодательстве, и вот наконец они появились.
Очевидно, что новые правила предполагают наличие и некой новой процедуры, но с этим возникли трудности.
Закон были принят Госдумой 14 ноября, одобрен Советом Федерации 25 ноября, однако для карельских чиновников по неизвестным причинам стал полной неожиданностью.
К такому выводу пришел журналист портала «Петрозаводск говорит», пытаясь разобраться, как именно теперь будут зачислять детей в школы, где уже учатся их братья или сестры.
Почему мы говорим про школы, хотя закон касается и детсадов тоже? Дело в том, что с дошкольными учреждениями все гораздо проще.
Как правило, очередь в детский сад родители занимают почти сразу после рождения ребенка, для этого нужно подать заявление и принести ряд документов в органы местного самоуправления.
Дальше, можно сказать, начинается головная боль чиновников – выделить будущему дошкольнику место именно в том детсаду, куда ходит первый ребенок.
Оговоримся сразу: закон обратной силы не имеет. Таким образом, если у семьи к настоящему моменту не получилось зачислить детей в одно учреждение, скорее всего, их придется водить в разные, пока где-то не освободится место. Так не повезло одной из наших читательниц, которая вынуждена каждое утро развозить дочек по разным концам города.
Что же касается зачисления в первые классы, то это целиком и полностью задача самих родителей. И вот здесь-то начинается самое интересное.
Больше всего проблем с первыми классами, конечно, в Петрозаводске. Именно здесь родители устраивают ночные бдения и нанимают ЧОПы для охраны очереди.
Именно здесь год за годом пытаются ввести электронную запись, чтобы хоть как-то привести этот процесс в цивилизованное русло, но люди по-прежнему носятся со списками и неделями дежурят возле школ.
Так что именно в Петрозаводске, в условиях борьбы за место в первом классе, «закон о братьях и сестрах» становится наиболее актуальным.
В администрации карельской столицы нам сообщили, что родителям можно не волноваться: закон скоро вступит в силу (конкретно – 12 декабря), и все, кто имеет приоритет на зачисление, будут зачислены. Тем более что окончательно и официально первые классы формируются аж 5 сентября.
Однако остаются несколько важных вопросов. Во-первых, новый закон, по сути, дает огромному числу школьников льготу. Означает ли это, что родители должны занимать очередь вместе с другими льготниками – полицейскими, военными и т.п.
? В мэрии отвечают: нет, это не льгота, а приоритет (кто бы объяснил разницу!), и можно стоять в общей очереди, как и раньше. Тогда совершенно непонятно, на что рассчитывать семьям, у которых такого «приоритета» нет.
Ведь документы будут подавать все вместе, но кто-то в итоге пройдет вне очереди!
«ПТЗ говорит» попросил разъяснений у руководителя одной из школ Петрозаводска. Директор сказала, что родителям «с приоритетом» имеет смысл записываться вместе со льготниками, чтобы в учреждении понимали, сколько мест остается для «обычных» школьников.
– По сути, это и есть льгота. Что у полицейского первоочередное зачисление, что здесь – первоочередное. Просто расширяется список льготных категорий, – считает директор школы. – Поэтому мы сначала зачислим всех льготников, а на оставшиеся места – всех остальных. Если окажется, что льготников больше, чем мест в школе, среди них тоже выстроится очередь…
Кстати, сейчас на сайте управления образования можно найти разъяснение, в котором указаны категории граждан, пользующихся преимуществом при зачислении детей в первые классы. Там льготники полицейские и таможенники соседствуют с «нельготниками», о которых мы сейчас и говорим. Так всё же в какой очереди стоять этим людям – льготной или общей?..
Второй вопрос. В законе четко прописано, что преимущество дается только тогда, когда дети проживают в одной семье и имеют одно место жительства. По логике, данный факт при подаче документов надо как-то подтверждать. Но как именно?
Министр образования Карелии Роман Голубев предположил, что для зачисления хватит стандартного набора: паспорт, свидетельство о рождении, прописка. Но человек может быть прописан в одном месте, а жить – в другом. Директор школы, с которым мы беседовали, сказала, что родители могут принести справку о составе семьи из паспортного стола.
– Нам нужно увидеть, что дети проживают в одной квартире. Человек должен доказать, что у него есть льгота, – отметила руководитель учреждения. – Думаю, что это можно двумя или одной справками сделать.
В мэрии, однако, сообщили, что паспортный стол выдает справки только по многоквартирным домам. Как быть с частными? Кроме того, если от родителей требуются какие-либо дополнительные документы, это должно быть указано в правилах приема, которые публикуются на сайтах учебных заведений.
Наконец, нужна ли справка о том, что в этом учреждении уже учится брат или сестра будущего первоклашки? Директор школы, рассмеявшись, сказала, что администрация учебного заведения сама разберется в этом вопросе без лишних бумажек.
Понимания, как действовать, нет и в других районах Карелии. Начальник одного из управлений образования рассказал, что каждая школа, по сути, утверждает свои правила.
– Они должны внести изменения в свои правила приема. Единого нормативного акта районного или республиканского уровня нет, – отметил чиновник. – Наша задача – только донести до подведомственных учреждений информацию о том, что появились изменения в законах и что они тоже должны изменить свои локальные акты. Но они не должны запрашивать больше документов, чем предписано законом!
Перечень документов, необходимых для записи в первый класс, определен приказом Министерства образования России. Это, собственно, паспорт, свидетельство о рождении, а также свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
Руководитель петрозаводского отдела по вопросам миграции Ольга Андилевко полагает, что последний документ и можно считать подтверждением того факта, что ребенок проживает по конкретному адресу. А следовательно, никакие дополнительные справки не требуются…
Наверное.
Наверное, потому что на сайте петрозаводского Лицея №40 сейчас висит вот такое объявление родителям будущих первоклассников. Скриншот этого объявления уже разлетелся среди родителей, которые собираются записывать своих детей в первые классы.
«Сообщаем вам, что расширен список льготных категорий для первоочередного приема в 1 класс. В этом году льготой могут воспользоваться дети, сестры и братья которых уже учатся в лицее.
Для подтверждения наличия у вашей семьи этой льготы вам необходимо получить в Петрозаводской паспортной службе (ул. Гоголя, 22) соответствующую справку. Справка должна подтверждать факт проживания детей в одной семье и по одному адресу.
Например, это может быть справка формы № 7. Паспортная служба выдает данные справки сразу по факту обращения».
Так нужны какие-то особые справки или не нужны? И если нужны, как это вяжется с федеральным перечнем? А если не нужны, почему на сайтах учебных зведений висят вот такие объявления? Кто-то же должен ответить на эти вопросы!
Директор учебного заведения, с которой мы говорили, посетовала, что им до сих пор не дали никаких разъяснений. Между тем подача документов в школы Петрозаводска начнется уже через несколько дней.
Министерство образования Карелии в ответ на наши вопросы сообщило, что образовательные организации обязаны принимать детей «в соответствии с действующим законодательством».
Проблема в том, что законодательство надо как-то применять – причем так, чтобы это было понятно всем участникам данного процесса.
pixabay.com/ru
Источник: https://ptzgovorit.ru/news/v-karelii-ne-ponimayut-kak-primenyat-zakon-o-bratyah-i-sestrah